- Как правильно ставить цели по системе SMART
- Как применять технику SMART-цели в компании
SMART-цели – самый распространенный метод постановки целей в целеполагании.
Однако не все умеют им пользоваться на практике.
Методика SMART, предложенная Питером Друкером, названа по первым буквам английских слов specific (конкретная), measurable (измеримая), achievable (достижимая), relevant (совместимая) и time-bound (определенная во времени).
SMART: S - specific, significant, stretching - конкретная, значительная. Это значит, что постановка цели должна быть конкретна и ясна. «Прозрачность» определяется однозначным восприятием всеми сторонами. Если вы ставите цели, они должны быть понятны и выражены предельно точно. При постановке целей нельзя использовать глобальность и неопределенность. Конкретные цели скажут вашему сотруднику: ваши ожидания от его деятельности; сроки выполнения поставленных задач; точный результат. Конкретизация сможет точно оценить промежуточные успехи, приближающие выполнение конечных целей. Продолжение каждой конечной цели - это сверхзадача. Если сверхзадача отсутствует, недостижимой будет даже ближайшая цель. По сути, это дополнительный мотив.
M - measurable, meaningful, motivational - измеримая, значимая, мотивирующая. Результат выполнения цели должен быть измеримым, притом измеримость должна применяться не только к финальному результату, но и к промежуточному. Какой толк от цели, если нет возможности ее оценки? Если цель будет неизмеримой, невозможно оценить ее достижение. А сотрудники? У них не будет мотивации двигаться дальше, если у них не будет конкретной оценки их успеха.
A - attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented - достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия. Важно не забывать про адекватность поставленной цели и быть уверенным, что эта цель точно достижима, путем оценки ресурсов и различных влияющих факторов. Каждая цель должна быть достижима для любого сотрудника и, как следствие, всей компании. Самое оптимальное - цели, которые требуют при выполнении усилий, однако не являются запредельными. Слишком высокие и слишком легкие цели теряют свою ценность и сотрудники будут ими пренебрегать.
R - realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты. Цели должны быть всегда актуальными и не идти вразрез с прочими целями и приоритетами организации. Обоснованность цели это один из ключевых инструментов для претворения миссии вашей компании в жизнь.
Каждый знает закон Паретто, который гласит, что 80% результатов достигаются 20% усилий, а оставшиеся 20% результата потребуют 80% усилий.
T - time-based, timely, tangible, trackable - на определенный период, своевременная, отслеживаемая. Срок выполнения цели - ключевая составляющая целепостановки. Срок может быть определен конкретной датой или периодом. Каждая цель - как поезд, имеет свое время отправления, прибытия и длительность поездки. Ограничение цели во времени поможет сосредоточиться на выполнении в срок. Цели без сроков чаще всего будут провалены, в виду повседневных авралов.
Примеры, какой должна быть постановка целей по SMART
- Рассмотрим 10 целей, которые корректно поставлены по СМАРТ и соответствуют всем вышеперечисленным критериям:
- Начать зарабатывать 200 000 рублей ежемесячно на текущем месте работы к 1 марта 2016 года. Поступить на бюджет в МГУ на филологический факультет в 2017 году.
- Сдать экзамен на получение водительского удостоверения категории В до 31 мая 2016 года. Похудеть на 10 кг к 1 июля 2016 года.
- Провести 3 недели в Риме, в 5-звездочном отеле в центре города с 1 по 20 мая 2016 года.
- Пройти бесплатный тренинг «Личностный рост» до 31 августа 2016 года.
- Выучить 100 английских слов за 30 дней.
- Прочитать все статьи Генерального Директора до 20 ноября 2016 года.
"Наше предприятие при постановке целей использует методику SMART. Остановлюсь подробнее на основных составляющих этой методики:
Буква S. Наша цель – заработать.
Буква M. Для каждого центра прибыли мы четко определяем, сколько он должен принести денег в общую копилку и что для этого нужно сделать. Например, цель отдела продаж – заработать известную сумму за счет реализации определенного числа автомобилей. Есть подразделения, которые сами ничего не продают, но без них бизнес-процесс немыслим (например, клиентский отдел). Перед сотрудниками таких подразделений ставится своя цель – также выраженная в цифрах. Например, мы измеряем уровень удовлетворенности клиентов, проводя опросы, поэтому цель клиентского отдела – достичь запланированного уровня удовлетворенности.
Буква A. Цели должны быть достижимы. Достижимы не означает занижены – лучше приподнять планку. У меня есть поговорка: «Если ты выйдешь на ковер против более тяжелого соперника – ты его, может, положишь, а может, и нет. А если не выйдешь – не положишь никогда». Очень важно контролировать достижение промежуточных показателей. Если мы видим, что кто-то не выполняет план, задача всех подразделений – помочь ему. Например, несколько лет назад у нас была угроза срыва плана продаж из-за отсутствия новых машин определенных моделей на складах производителя. Тем не менее компания нашла выход: мы стали управлять спросом, стараясь продавать автомобили тех моделей, которые были в наличии, и стимулировать производственный заказ дефицитных моделей. В общем, делать все, чтобы не потерять наших драгоценных клиентов из-за возникших проблем.
Буква R. Цели конкретных подразделений должны соотноситься с общей целью компании. К примеру, основная задача транспортного отдела – поддержание парка тестовых и подменных машин в исправном состоянии. С другой стороны, подменные автомобили помогают зарабатывать деньги – при наличии свободных машин мы предлагаем их в аренду клиентам. Буква T. Достижение цели должно быть ограничено временными рамками (месяц, квартал, год и т. д.). "
Как сформулировать цель с помощью техники SMART
- Чтобы достичь какой-либо цели, важно для начала сформировать намерение. Желательно в письменном виде. Чтобы верно сформулировать цель, примените к своему намерению метод SMART. Таким образом, вы сразу увидите те скрытые проблемы, которые могут помешать вашему намерению исполниться.
- Формулировка цели по методу SMART - лучший способ сконцентрироваться на вашем намерении. То есть, вы уже автоматически настроитесь на необходимую волну. Как результат, вы не только придумаете способ, как достичь цель, но и «притянете» все необходимые события, а в некоторых случаях, достигнете целей, ничего для достижения не делая.
- Применяя конкретизацию и способ измерения достижения результата, вы сформируете лучшее понимание того, что вы хотите на самом деле. Такой подход поможет выявить свои цели и избавиться от навязанных.
- Проверяя свою цель на реалистичность, вы непременно осознаете и поймете связь этой цели с другими вашими целями, целями близких людей и т.д.
- SMART-метод применим также к советам от других людей, к любым рекомендациям, предложениям и т.п. (например, на совещании).
- Когда целей много, SMART поможет отсеять «плохие» цели и работать только с «хорошими».
Когда SMART цели уместны, а когда - нет
- Дата достижения результата должна актуализироваться. Нет смысла в долгосрочном планировании по SMART, так как ситуация может меняться кардинально, если вы ставите не актуальные цели до достижения сроков. Как пример, тот случай, когда у человека «семь пятниц на неделе».
- Если при вашем положении дел результат не важен, а важен лишь вектор движения и его направление, полноценное использование SMART становится невозможным.
- Метод SMART всегда направлен на совершение какого-либо действия для того, чтобы достигнуть поставленных целей. Если же вы понимаете, что действия предприниматься для достижения цели не будут, метод теряет свою эффективность.
- Многим сотрудникам гораздо больше подойдет спонтанное планирование.
14 советов, как ставить и достигать цели
- Всегда добавляйте что-то новое, не зацикливайтесь на текущем результате.
- Избавляйтесь от вещей, мешающих достигать цели - уверенно и без жалости.
- Рассчитывайте только на свои силы.
- Находите оригинальные решения.
- Будьте решительны.
- Отмечайте каждую победу.
- Совершайте ошибки.
- Позитивно мыслите! Не зацикливайтесь на неудачах, они являются неотъемлемой частью вашей жизни.
- Верьте в себя.
- Привыкайте к успеху.
- Храните себе верность. Вы не получите удовольствие от результата, если вам придется делать то, что идет вразрез с вашими принципами.
- Записывайте. Записи дают силу нашей мысли, а фиксирование в рукописном виде укрепляет наши намерения.
- Помните, что говорил Лао-цзы: "Путь в тысячу ли начинается с первого шага".
- Общайтесь с другими людьми, они окажут вам поддержку. Если не знаете, с кем поговорить из вашего круга общения, ищите себе интернет-сообщество, где каждый может поделиться своими достижениями.
0 коментарі:
Дописати коментар