понеділок, 15 серпня 2016 р.

SMART-цели на примерах: как их правильно ставить и достигать...


Фото © Shutterstock
  • Как правильно ставить цели по системе SMART 
  • Как применять технику SMART-цели в компании 

SMART-цели – самый распространенный метод постановки целей в целеполагании. 

Однако не все умеют им пользоваться на практике.  

Методика SMART, предложенная Питером Друкером, названа по первым буквам английских слов specific (конкретная), measurable (измеримая), achievable (достижимая), relevant (совместимая) и time-bound (определенная во времени). 
Она основывается на умении руководителя ставить «умные» (англ. smart – умный) цели перед подчиненными и самим собой.
SMART: S - specific, significant, stretching - конкретная, значительная. Это значит, что постановка цели должна быть конкретна и ясна. «Прозрачность» определяется однозначным восприятием всеми сторонами. Если вы ставите цели, они должны быть понятны и выражены предельно точно. При постановке целей нельзя использовать глобальность и неопределенность. Конкретные цели скажут вашему сотруднику: ваши ожидания от его деятельности; сроки выполнения поставленных задач; точный результат. Конкретизация сможет  точно оценить промежуточные успехи, приближающие выполнение конечных целей. Продолжение каждой конечной цели - это сверхзадача. Если сверхзадача отсутствует, недостижимой будет даже ближайшая цель. По сути, это дополнительный мотив. 
M - measurable, meaningful, motivational - измеримая, значимая, мотивирующая. Результат выполнения цели должен быть измеримым, притом измеримость должна применяться не только к финальному результату, но и к промежуточному. Какой толк от цели, если нет возможности ее оценки? Если цель будет неизмеримой, невозможно оценить ее достижение. А сотрудники? У них не будет мотивации двигаться дальше, если у них не будет конкретной оценки их успеха. 
A - attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented - достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия. Важно не забывать про адекватность поставленной цели и быть уверенным, что эта цель точно достижима, путем оценки ресурсов и различных влияющих факторов. Каждая цель должна быть достижима для любого сотрудника и, как следствие, всей компании. Самое оптимальное - цели, которые требуют при выполнении усилий, однако не являются запредельными. Слишком высокие и слишком легкие цели теряют свою ценность и сотрудники будут ими пренебрегать. 
R - realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты.  Цели должны быть всегда актуальными и не идти вразрез с прочими целями и приоритетами организации. Обоснованность цели это один из ключевых инструментов для претворения миссии вашей компании в жизнь. 
Каждый знает закон Паретто, который гласит, что 80% результатов достигаются 20% усилий, а оставшиеся 20% результата потребуют 80% усилий. 
T - time-based, timely, tangible, trackable - на определенный период, своевременная, отслеживаемая. Срок выполнения цели - ключевая составляющая целепостановки. Срок может быть определен конкретной датой или периодом. Каждая цель - как поезд, имеет свое время отправления, прибытия и длительность поездки. Ограничение цели во времени поможет сосредоточиться на выполнении в срок. Цели без сроков чаще всего будут провалены, в виду повседневных авралов. 
Примеры, какой должна быть постановка целей по SMART 
  • Рассмотрим 10 целей, которые корректно поставлены по СМАРТ и соответствуют всем вышеперечисленным критериям: 
  • Начать зарабатывать 200 000 рублей ежемесячно на текущем месте работы к 1 марта 2016 года. Поступить на бюджет в МГУ на филологический факультет в 2017 году. 
  • Сдать экзамен на получение водительского удостоверения категории В до 31 мая 2016 года. Похудеть на 10 кг к 1 июля 2016 года. 
  • Провести 3 недели в Риме, в 5-звездочном отеле в центре города с 1 по 20 мая 2016 года. 
  • Пройти бесплатный тренинг «Личностный рост» до 31 августа 2016 года. 
  • Выучить 100 английских слов за 30 дней. 
  • Прочитать все статьи Генерального Директора до 20 ноября 2016 года. 
Говорит Генеральный Директор Владимир Ларионов, Генеральный Директор компании «Ауди Центр Варшавка», 
"Наше предприятие при постановке целей использует методику SMART. Остановлюсь подробнее на основных составляющих этой методики:
Буква S. Наша цель – заработать. 
Буква M. Для каждого центра прибыли мы четко определяем, сколько он должен принести денег в общую копилку и что для этого нужно сделать. Например, цель отдела продаж – заработать известную сумму за счет реализации определенного числа автомобилей. Есть подразделения, которые сами ничего не продают, но без них бизнес-процесс немыслим (например, клиентский отдел). Перед сотрудниками таких подразделений ставится своя цель – также выраженная в цифрах. Например, мы измеряем уровень удовлетворенности клиентов, проводя опросы, поэтому цель клиентского отдела – достичь запланированного уровня удовлетворенности. 
Буква A. Цели должны быть достижимы. Достижимы не означает занижены – лучше приподнять планку. У меня есть поговорка: «Если ты выйдешь на ковер против более тяжелого соперника – ты его, может, положишь, а может, и нет. А если не выйдешь – не положишь никогда». Очень важно контролировать достижение промежуточных показателей. Если мы видим, что кто-то не выполняет план, задача всех подразделений – помочь ему. Например, несколько лет назад у нас была угроза срыва плана продаж из-за отсутствия новых машин определенных моделей на складах производителя. Тем не менее компания нашла выход: мы стали управлять спросом, стараясь продавать автомобили тех моделей, которые были в наличии, и стимулировать производственный заказ дефицитных моделей. В общем, делать все, чтобы не потерять наших драгоценных клиентов из-за возникших проблем. 
Буква R. Цели конкретных подразделений должны соотноситься с общей целью компании. К примеру, основная задача транспортного отдела – поддержание парка тестовых и подменных машин в исправном состоянии. С другой стороны, подменные автомобили помогают зарабатывать деньги – при наличии свободных машин мы предлагаем их в аренду клиентам. Буква T. Достижение цели должно быть ограничено временными рамками (месяц, квартал, год и т. д.). "
Как сформулировать цель с помощью техники SMART
  1. Чтобы достичь какой-либо цели, важно для начала сформировать намерение. Желательно в письменном виде. Чтобы верно сформулировать цель, примените к своему намерению метод SMART. Таким образом, вы сразу увидите те скрытые проблемы, которые могут помешать вашему намерению исполниться. 
  2. Формулировка цели по методу SMART - лучший способ сконцентрироваться на вашем намерении. То есть, вы уже автоматически настроитесь на необходимую волну. Как результат, вы не только придумаете способ, как достичь цель, но и «притянете» все необходимые события, а в некоторых случаях, достигнете целей, ничего для достижения не делая. 
  3. Применяя конкретизацию и способ измерения достижения результата, вы сформируете лучшее понимание того, что вы хотите на самом деле. Такой подход поможет выявить свои цели и избавиться от навязанных. 
  4. Проверяя свою цель на реалистичность, вы непременно осознаете и поймете связь этой цели с другими вашими целями, целями близких людей и т.д. 
  5. SMART-метод применим также к советам от других людей, к любым рекомендациям, предложениям и т.п. (например, на совещании).
  6. Когда целей много, SMART поможет отсеять «плохие» цели и работать только с «хорошими». 

Когда SMART цели уместны, а когда - нет 
  1. Дата достижения результата должна актуализироваться. Нет смысла в долгосрочном планировании по SMART, так как ситуация может меняться кардинально, если вы ставите не актуальные цели до достижения сроков. Как пример, тот случай, когда у человека «семь пятниц на неделе». 
  2. Если при вашем положении дел результат не важен, а важен лишь вектор движения и его направление, полноценное использование SMART становится невозможным. 
  3. Метод SMART всегда направлен на совершение какого-либо действия для того, чтобы достигнуть поставленных целей. Если же вы понимаете, что действия предприниматься для достижения цели не будут, метод теряет свою эффективность. 
  4. Многим сотрудникам гораздо больше подойдет спонтанное планирование. 

14 советов, как ставить и достигать цели 
  1. Всегда добавляйте что-то новое, не зацикливайтесь на текущем результате. 
  2. Избавляйтесь от вещей, мешающих достигать цели - уверенно и без жалости. 
  3. Рассчитывайте только на свои силы. 
  4. Находите оригинальные решения. 
  5. Будьте решительны. 
  6. Отмечайте каждую победу.
  7.  Совершайте ошибки. 
  8. Позитивно мыслите! Не зацикливайтесь на неудачах, они являются неотъемлемой частью вашей жизни. 
  9. Верьте в себя.
  10.  Привыкайте к успеху. 
  11. Храните себе верность. Вы не получите удовольствие от результата, если вам придется делать то, что идет вразрез с вашими принципами. 
  12. Записывайте. Записи дают силу нашей мысли, а фиксирование в рукописном виде укрепляет наши намерения. 
  13. Помните, что говорил Лао-цзы: "Путь в тысячу ли начинается с первого шага". 
  14. Общайтесь с другими людьми, они окажут вам поддержку. Если не знаете, с кем поговорить из вашего круга общения, ищите себе интернет-сообщество, где каждый может поделиться своими достижениями. 
Источник: http://www.gd.ru/articles/8650-qqq-16-m5-10-05-2016-smart-tseli?from=fb

0 коментарі:

Дописати коментар

 

Sample text

Sample Text

Sample Text

 
Blogger Templates